Анализ рынка строительных материалов
Наибольший прирост объема производства в 2022 году наблюдался по алюминиевым конструкциям (+26,5%), стальным трубам (+14,9%) и товарному бетону (+9%). При этом из 25 основных позиций, по которым ведется анализ рынка строительных материалов, по 14 было отмечено снижение. Наибольшее падение зафиксировано по изготовлению необработанного стекла (-41,9%).
Рынок оптовой торговли строительными материалами
Трансформация рынка оптовой торговли началась еще в период пандемии. Резко возросший спрос на строительство и ремонт, причем как в частном секторе, так и со стороны девелоперов и застройщиков, вызвал дефицит и значительный рост цен. Поэтому в конце 2021 — начале 2022 года производители и крупные поставщики строительных материалов усиленно готовились к продолжению ажиотажной торговли, создавали товарные запасы, закупали и устанавливали высокотехнологичное оборудование для максимального расширения своих производственных мощностей. Фактически, по словам некоторых игроков, год как бы разделился на 4 отрезка, по числу кварталов:
- в первом квартале подготовка к высокому сезону продолжалась. В марте, на фоне геополитических потрясений и роста курсов валют, многие конечные клиенты поспешили закупить стройматериалы раньше, чем планировали, создав еще больший ажиотаж на рынке;
- в апреле — июне произошло резкое торможение, выросли банковские ставки, нарушилась логистика. Отрасль продолжала поставлять продукцию для реализации действующих проектов, при этом новых практически не запускалось;
- осенью ситуация начала стабилизироваться, однако некоторые крупные иностранные игроки стали сворачивать свою деятельность в России. Кто-то ушел сразу и окончательно, кто-то продал свои активы местному менеджменту, который произвел ребрендинг и снова вышел на рынок под новым именем;
- конец года — традиционный период подготовки к новому строительному сезону. В 2022 году специалисты отмечали быстрое замещение европейских товаров продукцией из Белоруссии, Китая, Турции. Цены на основные позиции продолжили снижение. По данным Союза поставщиков металлопродукции, объемы производства ее основных видов также снижались на протяжении всего квартала.
Тем не менее игроки рынка в основном сходятся в прогнозах и видят перспективу развития рынка. В первую очередь она связана с высоким спросом на жилье в России, а также с государственной поддержкой отрасли. Особенно отмечается программа субсидированной ипотеки, которая позволяет получить заемные средства на покупку жилья от застройщика под существенно более низкий процент, чем в среднем по рынку. Она стимулирует спрос на жилые объекты в условиях высокой ключевой ставки ЦБ РФ, который, в свою очередь, поддерживает как сами строительные компании, так и поставщиков материалов и оборудования для них.
Ситуация в 2023 году
На данный момент доступны данные Росстата за 9 месяцев. Динамика производства в целом повторяет структурное распределение, отмеченное в 2022 году. Сегменты, показавшие рост:
- товарный бетон — на 12,6%;
- конструкции и детали из алюминия — на 11,7%;
- древесностружечные плиты — на 10%;
- обои — на 6,3%;
- стальные трубы — на 3%.
Обращает на себя внимание значительное увеличение производства лифтов (+24,7% после падения на 31,4% в 2022 году), которое было обусловлено увеличением объемов строительства и окончанием передела рынка между российскими и иностранными компаниями. Основным событием здесь стала покупка активов ушедшего с рынка американского производителя Otis российским холдингом S8 Capital. По итогам этой сделки в отрасли появился новый бренд Meteor lift.
Вместе с тем уменьшилось производство следующих материалов:
- фанеры (-6,3% в 2023 году и -28,8% в 2022-м);
- деревянных окон (-23,3% и -6,8%);
- керамического кирпича (-6% и +6,4%);
- проволоки, канатов и строп (-7% и -12,7%).
Аналитики также отмечают, что в 2023 году цены на строительные материалы возобновили рост после относительно стабильной динамики в конце 2022 г. Например, отделочные материалы для ремонта квартир за первую половину года в среднем подорожали на 15–20%. Причины — рост стоимости топлива, ослабление рубля, увеличение торговых наценок поставщиков и ретейлеров, которые прогнозируют рост издержек и стараются компенсировать его за счет повышения своей прибыли.
Основные тенденции на рынке
По мнению аналитиков, главным направлением развития рынка в 2023 году стала активизация импортозамещения — производители разрабатывают аналоги зарубежных материалов, которые раньше ввозились из-за границы, но теперь стали недоступными. В связи с этим они выделяют следующие тенденции:
- консервативность отрасли. В связи с жестким регламентированием деятельности строительных предприятий новые материалы и технологии должны пройти испытания и сертификацию, прежде чем их можно будет использовать в рабочих проектах;
- рост спроса на экологичные и энергоэффективные строительные материалы. Застройщикам важно, чтобы воздействие на природу в процессе изготовления и транспортировки материалов было минимальным. Они готовы рассматривать локальных производителей, чтобы снизить вредные выбросы в атмосферу при доставке;
- рост качества российской продукции. По многим видам стройматериалов оно стало сопоставимым, а в некоторых случаях отечественные товары превосходят импортные. Вместе с тем в некоторых сегментах (например, вентилируемые фасады) доля импортного оборудования остается критически высокой;
- рост цен на основные стройматериалы для жилищного строительства. В сентябре — октябре 2023 года вновь подорожали металлоконструкции и цемент. Игроки рынка связывают это с увеличением спроса из-за летнего всплеска количества сделок по ипотеке, реализации крупных инфраструктурных проектов, а также с общим ростом инфляции в стране. В начале ноября после нескольких критических высказываний ответственных чиновников цены начали снижаться;
- рост объемов электронной торговли. В 2022 году на рынок DIY вошли неспециализированные маркетплейсы — OZON, Wildberries, «Яндекс Маркет». В этом им помог уход крупных иностранных ретейлеров. По данным анализа рынка строительных материалов и товаров для ремонта, проведенного в 2023 году, доля онлайн-продаж у ведущих поставщиков этой продукции варьируется от 3 до 30%.
Среди главных проблем, препятствующих дальнейшему развитию рынка, его основные игроки называют дефицит производственных мощностей, который во многом определил рост цен на стройматериалы в 2023 году. Сейчас этим вопросом озаботились представители власти, причем на самом высоком уровне. Поэтому вполне возможно, что отрасль в скором будущем ждет ряд мер, регулирующих ее деятельность и одновременно стимулирующих рост производства и сбыта продукции на внутреннем рынке.
Дмитрий Абакумов
Менеджер проектов
Дмитрий специализируется на проектах по маркетинговым исследованиям, бизнес-планам и стратегическому консалтингу.
Заказать бизнес-план
Заказать исследование
Позвоните нам: 8(800)55-189-55
Заказ обратного звонка
Укажите свой телефон в форме ниже и мы свяжемся с Вами в максимально короткий срок
Оформление подписки
Для оформления подписки введите, пожалуйста, свой адрес электронной почты в форме ниже
Подписка MR PRO
- скидки на услуги Агентства MR до 30%
- сокращённые сроки работ
- свободный доступ к готовым исследованиям по теме вашего бизнеса
- история заказов
- экспертная помощь аналитиков Агентства MR
- Скидки и акции
- Готовые маркетинговые исследования
- Готовые бизнес-планы
- Примеры маркетинговых исследований
- Примеры бизнес-планов
- Блог
- Подписаться на рассылку
Настоящая Политика конфиденциальности персональной информации (далее — Политика) действует в отношении всей информации, которую Пользователь может сообщить во время использования сайта, а именно: Имя, Фамилию, Телефон, E-mail, название Организации. Согласие пользователя на предоставление персональной информации, данное им в соответствии с настоящей Политикой в рамках отношений с одним из лиц, входящих, распространяется на все лица.
Использование Сайта означает безоговорочное согласие пользователя с настоящей Политикой и указанными в ней условиями обработки его персональной информации; в случае несогласия с этими условиями пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1. Персональная информация пользователей, которую получает и обрабатывает Сайт
1.1. В рамках настоящей Политики под «персональной информацией пользователя» понимаются:
1.1.1. Персональная информация, которую пользователь предоставляет о себе самостоятельно заполнении форм обратной связи, включая персональные данные пользователя.
Обязательная для предоставления Сервисов (оказания услуг) информация помечена специальным образом. Иная информация предоставляется пользователем на его усмотрение.
1.1.2 Данные, которые автоматически передаются в процессе их использования с помощью установленного на устройстве пользователя программного обеспечения, в том числе IP — адрес, информация из cookie, информация о браузере пользователя (или иной программе, с помощью которой осуществляется доступ к Сервисам), время доступа, адрес запрашиваемой страницы.
1.2. Настоящая Политика применима только к Сайт . Сайт не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайтах
Сайт, в том числе в результатах поиска. На таких сайтах у пользователя может собираться или запрашиваться иная персональная информация, а также могут совершаться иные действия.
1.3. Сайт в общем случае не проверяет достоверность персональной информации, предоставляемой пользователями, и не осуществляет контроль за их дееспособностью. Однако
Сайт исходит из того, что пользователь предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации, и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.
2. Цели сбора и обработки персональной информации пользователей
2.1. Сайт собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для предоставления и оказания услуг (исполнения соглашений и договоров с пользователем).
2.2. Персональную информацию пользователя
Сайт может использовать в следующих целях:
2.2.1. Идентификация стороны в рамках соглашений и договоров с Сайт
2.2.2. Предоставление пользователю персонализированных услуг;
2.2.3. Связь с пользователем, в том числе направление уведомлений, запросов и информации, касающихся использования Сервисов, оказания услуг, а также обработка запросов и заявок от пользователя;
2.2.4. Улучшение качества, удобства их использования, разработка услуг;
2.2.5. Таргетирование рекламных материалов;
2.2.6. Проведение статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.
3. Условия обработки персональной информации пользователя и её передачи третьим лицам
3.1. Сайт хранит персональную информацию пользователей в соответствии с внутренними регламентами конкретных сервисов.
3.2. В отношении персональной информации пользователя сохраняется ее конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц.
При использовании отдельных Сервисов пользователь соглашается с тем, что определённая часть его персональной информации становится общедоступной.
3.3. Сайт вправе передать персональную информацию пользователя третьим лицам в следующих случаях:
3.3.1. Пользователь выразил свое согласие на такие действия;
3.3.2. Передача необходима в рамках использования пользователем определенного Сервиса либо для оказания услуги пользователю;
3.3.3. Передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры;
3.3.4. Такая передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящей Политики применительно к полученной им персональной информации;
3.3.5. В целях обеспечения возможности защиты прав и законных интересов Сайт или третьих лиц в случаях, когда пользователь нарушает Пользовательское соглашение сервисов Сайт.
3.4. При обработке персональных данных пользователей Сайт руководствуется Федеральным законом РФ «О персональных данных».
4. Изменение пользователем персональной информации
4.1. Пользователь может в любой момент изменить (обновить, дополнить) предоставленную им персональную информацию и ли её часть, а также параметры её конфиденциальности.
5. Меры, применяемые для защиты персональной информации пользователей
Сайт принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональной информации пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.
6. Изменение Политики конфиденциальности. Применимое законодательство
6.1. Сайт имеет право вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
6.2. К настоящей Политике и отношениям между пользователем и Сайт, возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.
Копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Вся информация на сайте носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой.
https://www.megaresearch.ru/new_reality/analiz-rynka-stroitelnyh-materialov